Бюджетирование в управленческом учете

Управление – это в первую очередь планирование и контроль. В управлении финансами одним из инструментов планирования и контроля является бюджетирование.

Управленческий учет и бюджетирование неразрывно связаны друг с другом. Учет - собирает информацию, а бюджетирование позволяет легко её обработать, привести к удобному виду, и, главное, контролировать деятельность предприятия. Правильно выстроенный бюджетный процесс позволит заранее выявить проблемы в деятельности компании и даст время на их устранение.

К сожалению, все материалы в сети на тему бюджетирования предназначены как минимум для кандидатов экономических наук. Что никак не способствует продвижению этого полезного инструмента в предпринимательской среде. Я постараюсь заполнить этот пробел, и расскажу о том, как просто можно внедрить бюджетирование на предприятии, и какую пользу это вам принесет. И как всегда, на примерах из собственного опыта.  

Существует две основных методики организации бюджетного процесса на предприятии. Для простоты назовём их бюджетированием сверху-вниз и бюджетированием снизу-вверх. В методике сверху-вниз в первую очередь составляется генеральный годовой бюджет на всё предприятие, а потом делится на месячные бюджеты каждого подразделения. Этот метод хорошо работает в крупных корпорациях, но слишком сложен для малого и среднего бизнеса.

Поэтому в Меркурий-ERP реализован обратный бюджетный процесс – снизу-вверх. Суть его в том, что каждое подразделение подготавливает свой месячный бюджет. После этого цифры утверждаются на уровне руководства предприятия. И уже после этого верстается консолидированный бюджет всей компании.

Бюджеты делятся на 2 класса: «Бюджет Доходов и Расходов (БДР)» и «Бюджет Движения Денежных Средств (БДДС)». В БДР попадают операции по факту их совершения (складские операции, приход и расход товара), а в БДДС – по факту оплаты (финансовые операции).

Разницу между двумя этими видами бюджетов проще всего объяснить на примере: Допустим, вы произвели отгрузку товара покупателю 25 марта, а оплату ожидаете только 5 апреля. Следовательно, в БДР бюджете эта операция отразится за март месяц, а в БДДС – за апрель.

Бюджеты могут так же различаться по вариантам. Например: оптимистичный, реалистичный, пессимистичный, стрессовый. В компании могут быть одновременно подготовлены все эти варианты бюджетов, но в малом и среднем бизнесе ни к чему такое тщательное планирование.

Ну и самое главное. В Меркурий-ERP бюджет может быть месячным, квартальным и годовым.

Ну, хватит теории. Пора перейти к практике.

Первое, что необходимо сделать, это определиться с вариантами и классами бюджетов, которые будут созданы на вашем предприятии. Варианты необходимо занести в справочник «Справочники» - «Бюджет» - «Варианты бюджета». Не увлекайтесь. Не надо создавать стратегических планов на все случаи жизни. Чем меньше вариантов - тем проще будет работать в системе (в идеале - один вариант БДДС). А значит меньше ошибок и ясней результаты.

Для каждого варианта бюджета нужно выбрать его класс (БДР или БДДС)

Далее необходимо продумать и описать структуру компании и бюджетные статьи. Об этом я расскажу в следующих главах.

Меркурий-ERP. Автоматизация торговли