Управление финансами

Управление финансами является одним из основных направлений в управленческом учете. Под управлением финансами я принимаю три основных процесса: учет, планирование и контроль движения денежных средств.

Я разделяю эти процессы потому, что обычно ими занимаются разные отделы на крупных предприятиях.

Учетом в компаниях обычно занимается бухгалтерия. Оплаты контрагентам, налоги, периодические (например, аренда) и все остальные платежи должны быть отображены в учетной программе для того, чтобы другие отделы получали необходимую для планирования и контроля информацию.

Для планирования и контроля движения денежных средств существуют свои методики и инструменты. Занимается этим уже не бухгалтерия, а финансовый отдел. В его задачи входят такие функции, как контроль кредиторской и дебиторской задолженности, составление платежных календарей, бюджетирование.

Далее в этой главе мы рассмотрим инструменты, предоставляемые программой Меркурий-ERP, предназначенные для управления финансовыми потоками на предприятии. Я постараюсь вести повествование последовательно, не разделяя учет и планирование.

Казначейские счета.

Понятие «Казначейский счет» проще всего описать как место нахождения денег в компании. Это могут быть расчетные счета в различных банках, кассы в разных подразделениях и филиалах. Получается как «Склад», но только для денег.

В программе Меркурий реализован холдинговый учет, позволяющий в одной базе данных работать с несколькими собственными юридическими лицами. И у каждого юридического лица может быть неограниченное кол-во казначейских счетов. При этом не обязательно, чтобы они совпадали со складами. Например, расчетный счет в банке для всех складов общий, а касса – у каждого своя.

Покажу это на примере. Пусть наш холдинг состоит из двух юридических лиц. Одно из них занимается производством, а второе владеет тремя магазинами. В справочнике «Расчеты»-«Организации» это выглядит следующим образом:

Теперь, создадим казначейские счета. В фирме, занимающейся производством, нам потребуется только один Казначейский счет – расчетный счет в банке. А фирме, владеющей магазинами, кроме расчетного счета, необходимо создать кассу для каждого магазина.

 

Коды финансовых операций.

В программе должны быть отображены все платежи, совершаемые предприятием/холдингом. К ним относятся платежи поставщикам, заработная плата сотрудникам, налоги, поступления выручки и т.д. Для их классификации существует справочник финансовых операций.

Каждая организация сама определяет нужное ей количество финансовых операций, а также определяет их классификацию. Для аналитических расчетов выгодно иметь как можно большее количество статей финансовых операций с упорядоченной иерархией. При этом надо помнить, что это усложнит работу с программой рядовым сотрудникам. В своей деятельности я видел как компании, имеющие более ста пятидесяти кодов финансовых операций, так и фирмы, обходящиеся несколькими десятками статей. При заполнении данного справочника важно учитывать сферу деятельности компании, количество подразделений, отделов, сотрудников на всем предприятии и конкретно в финансовом отделе.

На этой ноте мы завершим изучение вводной информации по управлению финансами в программе Меркурий.

Читать далее:

Меркурий-ERP. Автоматизация торговли