Управление товарными запасами.

Что такое товарные запасы и почему их надо различать с остатками?

Как всегда, легче всего ответить с помощью примера. Предположим, у вас есть 50 кг моркови. Много это или мало? Большой ли у вас запас моркови? Очевидно, что для обычной семьи этого хватит надолго. А на какое время хватит 20 кг для ресторана?

Из этого примера видно, что запас зависит от объёмов потребления товара. Одно и то же количество товара составляет разный запас для ресторана и среднестатистической кухни. Следовательно, чтобы контролировать ситуацию на складе, нам мало знать только остатки, нам необходимо знать, на сколько дней нам хватит этих остатков.

Таким образом, запас товара удобно оценивать именно в днях (На сколько дней хватит наших запасов?).

Трудно переоценить значение управления товарными запасами для предприятия. Недостаточные запасы уменьшают выручку, покупатель просто не находит товара, за которым пришел. Излишние складские запасы замораживают оборотные средства организации, что тоже негативно сказывается на финансах компании, поэтому крайне важно контролировать запасы продукции, сырья, товаров на своих складах.

В Меркурий-ERP есть специальный инструмент для контроля и нормирования товарных запасов – Управление запасами. Вызывается он из меню «Склад» и выглядит, как представлено на рисунке ниже.

Обратите внимание, что «Управление запасами», в отличие от «Остатков», показывает не только товары, присутствующие на остатках. Так же видно позиции с нулевым остатком, так называемые ассортиментные «дыры». Для определения, какие товары должны присутствовать на складе, используются Ассортиментные матрицы.

Для использования инструмента «Управление запасами», надо настроить ассортиментные матрицы для склада.

Далее рассмотрим назначение колонок в таблице.

«Остаток» - показывает текущий остаток товара на складе в натуральной величине.

«Запас, дней» - текущий запас. Рассчитывается путем деления «Остатка» на «Средний дневной расход». Измеряется в днях.

«Норма доставки» - показатель, указывающий минимальный размер партии товара, который может отгрузить поставщик на этот склад. Меркурий-ERP округляет заказ поставщику кратно этому значению. Измеряется в натуральных величинах.

«Страховой резерв» - показатель, используемый одним из алгоритмов автозаказа. Измеряется в натуральных величинах.

«Норма минимум» - показатель, ниже которого не должны падать остатки товара. Используется в автозаказе.

«Норма максимум» - норма, до которой будет произведен дозаказ, при уменьшении остатка товара меньше минимальной нормы. Используется одним из алгоритмов автозаказа.

«Средний дневной расход» - показывает, сколько товара в натуральном выражении расходуется в день со склада. Обычно рассчитывается автоматически, однако есть возможность указать значение вручную. Например, для нового товара.

«Дней для анализа» - определяет количество дней, за которое будет пересчитан средний дневной расход. Определяется субъективно и зависит от сезонности товара, оборачиваемости. Для продуктовой розницы обычно используют 7-14 дней.

«Потребность запаса, дней» - назначаемая пользователем величина. Целевой уровень запасов товара на складе. Используется в алгоритме автозаказа. Потребность так же связана с максимальной нормой остатков следующей зависимостью. НормаМакс=СреднийРасход*Потребность.

Показатели меняются как отдельно для каждого товара, так и группой, по отмеченным записям. Для этого выделите записи, которые хотите поменять, и нажмите кнопку F3.

Поставьте галочку на том показателе, который будете изменять и введите новое значение. На скриншоте выше, я изменил потребность до 4 дней.

Для пересчета среднего дневного расхода по отмеченным записям, воспользуйтесь пунктом меню «Действие»

Как и во всех других формах Меркурий-ERP, в «Управлении запасами» можно поставить фильтр на значение поля, установив на него курсор мышью и нажав клавишу F2.

На скриншоте видно, что отфильтрованы только товары поставщика «Велес-Групп»

С помощью кнопки «Фильтр», можно выбрать товары, запас которых меньше (ассортиментные дыры) или больше (перетарка) потребности.

После этого, можно сделать заказ поставщику из этой же формы. Отметьте позиции, которые вы желаете заказать и нажмите кнопку «Заказ». Обратите внимание, что отмеченные позиции должны относиться к одному поставщику, иначе Меркурий не даст сделать заказ.

Дальше следует выбрать алгоритм, по которому будет рассчитан заказ.

Первый алгоритм «Заказ в днях» работает по следующему алгоритму. Определяется разница между потребностью запаса и текущим запасом товара. Полученное число умножается на средний дневной расход. Обратите внимание, что алгоритм не учитывает сроки поставки товара поставщиком. Поэтому время ожидаемого пополнения необходимо закладывать в «Потребность запаса».

Второй алгоритм «Заказ по страховому резерву» работает по более сложной схеме, и требует ввести число дней до следующей поставки. Сначала вычисляется потребность товара в натуральной величине, умножая введенное число дней на средний дневной расход. После этого количество в заказ вычисляется по формуле ЗАКАЗ=ПОТРЕБНОСТЬ – ОСТАТОК + СТРАХОВОЙ_РЕЗЕРВ. Т.е. От потребности отнимаем текущий остаток и прибавляем страховой резерв на всякий непредвиденный случай.

Третий алгоритм «Заказ по максимальной норме» работает по следующему принципу. Если остаток товара меньше минимальной нормы – то необходимо заказать до максимальной нормы. Т.е. ЗАКАЗ=МАКС – ОСТАТОК.

Все три алгоритма в конце округляют количество заказа кратно Норме доставки.

После формирования, Меркурий-ERP предложит открыть получившийся заказ, чтобы пользователь при необходимости отредактировал его перед отправкой поставщику.

Подводя итог, можно сказать следующее:

- Полностью поручать заявку компьютеру не имеет смысла, очень силен фактор неопределенности в прогнозах продаж. Управление складскими запасами не является «Волшебной кнопкой».

- Это очень эффективный инструмент, с помощью которого удобно контролировать запасы на ваших складах.

Читать далее:

Меркурий-ERP. Автоматизация торговли