Тетрадь учета
Если у вас небольшой магазин – то вам не нужна программа, для ведения учета. Она понадобится позже, по мере развития бизнеса. Поэтому, сегодня я расскажу вам, как просто завести тетрадку для учета в магазине.
В предыдущих главах вы прочитали, что существует два принципиально разных подхода к учету. Учет в приходных и расходных ценах. «Тетрадочным» методом возможно вести учет только в расходных ценах. И естественно, под учетом, в данном случае я подразумеваю контроль продавца, подсчет ревизии и прибыли.
Первое, что нам понадобится, это разлиновать тетрадку на следующие столбцы: «Дата», «Остаток 1», «Наличные 1», «Приход товара», «Расход денег», «Списания/Перемещения»,«Остаток 2», «Наличные 2», «Комментарий»
А теперь как заполнять:
В графе «Остаток 1» должна стоять сумма остатка товара в магазине, посчитанная по формуле «Кол-во_товара * расходная_цена» в предыдущую ревизию.
В графе «Наличные 1» сумма денег, находившихся в кассе магазина в момент ревизии.
Эти 2 графы заполняются один раз, в начале ревизионного периода (когда заступает новая смена продавцов).
А теперь операции, которые записываем каждый день:
Первая операция – приход товара от поставщика. Записываем в колонку «Приход товара» каждую накладную, предварительно пересчитав её в ваших расходных ценах.
Вторая операция – инкассация или оплата поставщику. Каждый раз, когда магазин отдаёт кому то наличку из кассы (будь то оплата поставщику, или вы изымаете выручку, или зарплата продавцам) в графе «Расход денег» фиксируется эта сумма.
Столбец "Списания/Перемещения" заполняется, когда вы перемещаете товар в другой магазин, или выкидываете просрочку. Столбец так же заполняется в расходных ценах.
Не забывайте писать в поле «Комментарий» назначение операции напротив каждого движения товара или денег. Особенно это важно для денег. Для расчета прибыли в дальнейшем нам потребуется разделить все платежи на "оплаты поставщикам" и "прочие оплаты" (аренда/зарплата). Некоторые создают даже две колонки для двух разных типов оплат.
Третья операция – ревизия. Вы приходите в магазин, считаете остатки товара (умножая на продажную цену на калькуляторе) и остатки денег в кассе. Получившиеся значения заносите в графу «Остаток 2» и «Наличные 2». Недостачу магазина теперь легко высчитать по следующей формуле:
ИТОГ РАБОТЫ=ОСТАТОК_2+РАСХОД_ДЕНЕГ+СПИСАНИЯ+НАЛИЧНЫЕ_2-ОСТАТОК_1-ПРИХОД_ТОВАРА-НАЛИЧНЫЕ_1
Отрицательный итог работы свидетельствует о недостаче в магазине. Положительный – излишки.
Для того, чтобы подсчитать прибыль магазина, потребуется внести еще две графы в нашу тетрадь. "ПриходПЦ" и "Доход". "ПриходПЦ" - это сумма накладной в ценах поставщика. Т.е. сумма, которую мы заплатим поставщику за товар. В графу "Доход" мы пишем разницу между суммами накладной в расходных и приходных ценах. Т.е. сумму, которую мы заработаем, продав весь товар из накладной.
В конце отчетного периода, для того, чтобы подсчитать прибыль магазина, мы просто складываем все значения из колонки "Доход" и отнимаем сумму значений из колонки "Прочие оплаты", в которую попадают все платежи магазина, кроме оплаты поставщикам.
ПРИБЫЛЬ = ДОХОД - ПРОЧИЕ_РАСХОДЫ
Вот и вся, максимально простая инструкция. Если же вы хотите видеть доходность и оборачиваемость разного ассортимента, то без программы вам не обойтись.
По ссылке гугл-таблица, иллюстрирующая тетрадочный учет в магазине ОБРАЗЕЦ ТАБЛИЦЫ.
Читать далее: