Автоматизация магазина продуктов
Существует несколько причин автоматизировать продуктовый магазин. Вот некоторые из них:
- На этом рынке достаточно высокая конкуренция. Следовательно – низкая наценка на большинство продукции. Чтобы выжить, предпринимателям приходится считать каждую копейку.
- На подавляющую часть продукции существуют достаточно короткие сроки годности. А так же, множество «любителей» регулярно их проверять в магазинах. Грамотно внедренная программа поможет персоналу с контролем сроков годности, даже в магазинах самообслуживания.
- Постоянные маркетинговые акции и «желтые ценники». Большинство поставщиков продуктов питания на них не скупится. А раз так – то стоит использовать эти инструменты для увеличения продаж.
- Продажи алкогольной продукции. В последнее время, государство совсем зарегулировало этот рынок. Все силы брошены на борьбу с контрафактным алкоголем. Начиналось все с декларации в ФС РАР, а теперь во всех розничных точках должна быть установлена система ЕГАИС. Без программы тут уже никак не обойтись.
- Формат самообслуживания. За продуктами мы ходим каждый день. Ну, по крайней мере, чаще, чем в другие магазины. Следовательно – у продуктовых магазинов самое большое количество посетителей. Супермаркеты и другие форматы самообслуживания, способны обслужить гораздо большее количество покупателей, чем прилавочные магазины, при равных затратах на персонал. Плюс, средний чек, как правило, выше в магазинах самообслуживания, так как покупатель может неспешно выбирать и наполнять свою корзину.
Далее в этой главе я покажу, на что следует обратить внимание в программе Меркурий-ERP, при внедрении её в продовольственном сегменте.
Контроль сроков годности
Когда вы ставите товар на приход, у вас есть возможность ввести дату выработки и срок хранения для каждой позиции товара.
Срок хранения можно задать в справочнике ассортимента для каждой товарной позиции. Если у товара указан срок хранения, то Меркурий-ERP будет автоматически подставлять нужную дату при оприходовании товара.
У вас так же есть возможность выставить количество дней, за которое Меркурий начнет предупреждать вас об окончании срока годности продукции. Это можно сделать индивидуально для каждого товара, а так же групповыми настройками (например, товар длительного хранения предупреждаем за месяц, скоропортящийся – за 3 дня).
Теперь о контроле. Во-первых, товар с подходящим, или уже вышедшим сроком хранения, светится красным цветом в просмотре остатков.
Так же можно установить расширенный фильтр в текущем состоянии склада, и вывести все позиции, срок хранения которых подойдет к определенной дате.
После этого, отфильтрованные позиции можно распечатать, и отправить продавца вооруженного списком на проверку сроков годности.
В магазинах самообслуживания у нас может оказаться несколько партий одинакового товара с разными датами прихода, и, соответственно, разными сроками хранения. Если на остатках будет числиться партия товара с истекшим сроком годности, то при пробитии этого товара на кассе, кассир получит предупреждение «Проверьте срок годности».
Акции, дисконтные карты, желтые ценники.
Самым простым механизмом проведения акций в Меркурий-ERP являются «Желтые ценники». По сути, это просто метка на товаре, сигнализирующая о том, что цена в настоящее время снижена.
Все позиции, с установленным маркером «Акция», подсвечиваются в интерфейсе программы желтым цветом. На них отдельно печатаются ценники.
Так же, Меркурий позволяет настроить другие виды акций таким образом, чтобы они не применялись на товары с желтыми ценниками.
Больше возможностей даёт инструмент «Специальные скидки». Журнал специальных скидок можно найти в меню Розница. С помощью этого инструмента можно давать скидку в зависимости от дня недели, времени продажи, или от количества проданного товара в чеке.
Меркурий-ERP так же поддерживает работу с дисконтными картами, в том числе накопительными. Дисконтные карты находятся так же в меню «Розница».
Есть возможность выдавать скидку на весь чек, а так же на отдельные позиции в чеке. Так же предусмотрено накопление и оплата бонусными баллами.
Продажа алкоголя на кассе. ЕГАИС.
С 1.07.2016 все магазины торгующие алкоголем должны внедрить систему ЕГАИС. Суть в том, что при продаже алкогольной продукции, на кассе сканируется акцизная марка. Покупателю выдается специальный чек с QR-кодом. Далее данные о продажах алкоголя поступают на центральный сервер ЕГАИС.
Автоматизация сети продуктовых магазинов.
При автоматизации сети магазинов надо иметь в виду несколько ключевых моментов.
Во-первых, все магазины должны работать с единой базой данных. Это нужно для того, чтобы централизованно контролировать их деятельность, ценообразование.
Во-вторых, магазин не должен останавливаться при проблемах со связью. Кассы должны работать всегда, иначе вы теряете выручку. Кстати, в этом основная проблема разных облачных решений для автоматизации торговли. Не во всех торговых объектах есть возможность подключения быстрого интернета. Да и резервные каналы содержать дорого.
В-третьих, существует огромное множество торгового оборудования, значительно упрощающего бизнес-процессы супер- и гипермаркетов. Среди них: Терминалы сбора данных (для приходов, ревизий, контроля ценников и т.д.), торговые весы с печатью (в том числе и весы самообслуживания, с сенсорным дисплеем), фискальные регистраторы, сканеры штрих-кодов, прайс-чекеры, банковские терминалы.
Первые два момента в Меркурии решены разделением программы на две части. В одной (Меркурий-ERP) ведутся складские операции, печатаются ценники, заказывается товар и т.д. Эта программа будет работать только при наличии интернета (вполне подойдет 4G модем). Другая программа (Меркурий-POS) устанавливается на кассовые терминалы. Для работы ей не нужен интернет. Она просто раз в сутки (или по требованию) синхронизируется с сервером, получает новые цены и отправляет на сервер продажи.
Так же Меркурий поддерживает работу с самым разным торговым оборудованием, список которого постоянно дополняется.